ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Управление образования и науки Луганской облгосадминистрации
Луганский областной институт последипломного педагогического образования
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 3 «Ягодка» г. Краснодона
ЛЕТО ГОСПОДНЕ
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников с особенностями психо-физического развития и нормально развивающихся детей на основе национальных традиций Православных праздников
Луганск 2010
Авторский коллектив:
И.В. Коваленко - заведующая ДОУ комбинированного типа № 3 «Ягодка» г. Краснодона;
Л.П. Кондратова - учитель-дефектолог ДОУ комбинированного типа № 3 «Ягодка» г. Краснодона;
Священник Андрей Берсенёв - Свято-Благовещенский Храм УПЦ МП, г. Краснодона Луганской области.
«Какое… счастье получить доброе
истинно-христианское воспитание,
вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,
вступить в лета мужества»
(Святитель Феофан Затворник) [12.67].
Введение.
Материалы к программе для детей дошкольного возраста с особенностями психо-физического развития и здоровых дошкольников основаны на Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста "Я у Світі", Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста «Зернятко», Концепциигосударственного стандарта специального образования детей с особенными потребностями, Программе духовно-нравственного воспитания дошкольников (Н.Султанова), а так же на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников.
В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Занятие-утренник проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором непосредственное участие принимают зрители. Заканчивается занятие угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.
Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок, имеющий особенности психо-физического развития принимает активное участие вместе со здоровыми сверстниками. Педагоги имеют прекрасную возможность во время занятия диагностировать, формировать, корректировать и направлять нравственную составляющую детского характера посредством арттерапии. Нужно отметить, что наши занятия-утренники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей или состояния здоровья детей. События празднования подаются в игровой, театральной форме, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации.
Все спектакли можно инсценировать не только с помощью кукольного театра, а и посредством драматизации или с помощью персонажей настольного театра игрушек, а также придумывать к ним продолжение, предложить детям рисовать свои впечатления о празднике. Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. На Пасху, Троицу стараемся закрепить впечатления детей экскурсией к Храму (по письменному разрешению родителей), где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола в Пасхальные дни, послушать настоящее церковное пение и научиться правильно вести себя в Храме. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.
Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо-физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.
Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Она рекомендована музыкальным руководителям, учителям-дефектологам, методистам, воспитателям массовых, комбинированных и специальных дошкольных образовательных учреждений, а также учителям начальных классов общеобразовательных, специальных школ, возможно использование программы для кружковой работы, факультатива в д\саду, школе и для духовного воспитания в семье. Программу можно реализовать и в условиях интегрированного и инклюзивного обучения детей в образовательном учреждении, ведь она не требует стартовой подготовки воспитанника и ребенок с особенностями психо-физического развития может ее успешно усвоить, также, как и здоровые сверстники.
Пояснительная записка
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием. [13.5].
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Кроме того, Православие всегда относилось и относится к больным детям так же, как и к здоровым, признавая их равенство в духовной жизни. А недостатки в развитии никогда не служили препятствием к духовному росту. Много людей, признанных Православной Церковью Святыми, т.е. особо высоко-духовными, имели физические недостатки, ничуть не умаляющие их духовный подвиг (Святая Преподобная Матрона Московская была слепой от рождения, Святую Блаженную Ксению Петербургскую многие современники воспринимали как человека с психическими особенностями и т.д.)
Сегодня в нашей стране есть возможность сотрудничества образовательной системы Украины и Церкви в рамках действующего законодательства. Так, в 2005 г. подписан Указ Президента Украины о развитии духовности украинского общества (№ 1647), в июле 2008г. при Министерстве образования был создан общественный совет по вопросам сотрудничества с Церквями и религиозными организациями. На базе Киевского городского дома учителя проходила Всеукраинская научно-практическая конференция «Педагогика духовности: православные традиции и современное образование» (2008 г.),
30.08.2010 г. состоялось внеочередное заседание общественного совета при Министерстве образования и науки Украины по вопросу сотрудничества с Церквями и религиозными организациями, где были рассмотрены вопросы, связанные с изучением курсов духовно-моральной направленности, что свидетельствует о готовности образовательной системы к более тесному сотрудничеству по вопросам воспитания детей и молодежи с Православной Церковью.
Воспитание детей на основе Православной традиции в светской образовательной системе основывается на законодательстве Украины и ратифицированных Украиной международных правовых актах. (См. Приложение № 1 «Основные положения межгосударственных соглашений и Законодательства Украины о возможности сотрудничества образовательных учреждений с религиозными организациями и церквями» ).
Воспитательный процесс, как в общеобразовательном учреждении со здоровыми детьми, так и в специальных учреждениях образования для детей с психо-физическими особенностями имеет общую направленность, но, в то же время, имеет и свою специфику, поскольку коррекционная педагогика понимает воспитание как процесс компенсации и коррекции аномального развития личности. Поэтому педагог специального образовательного учреждения организовывает целенаправленный корекционно-воспитательный процесс в соответствии с наличием у воспитанников нарушений психо-физического развития (зрения, речи, слуха, интелекта, опорно-двигательного апарата) и вторичных нарушений.[14.37].
В то же время этический опыт, который сравнительно легко, приобретается нормально развивающимися детьми, тяжелее усваивается детьми, которые имеют определенные отклонения в развитии. В частности, им малодоступны большинство моральних понятий; они их чаще всего, не дифференцируют. А ограниченность социальных контактов и отношений значительно сужает возможность для приобретения детьми морального опыта и подражания. Все это представляент серьезное препятствие для усвоения содержания моральних понятий, принципов, критериев, а, соответственно и для формирования морального мировоззрения.[15.17]. Именно потому дети с особенными потребностями наиболее нуждаються в специальной работе по формированию у них моральных понятий, нравственных норм, духовного здоровья.
Сегодня морально-духовное воспитание детей с особенностями психо-физического развития и здоровых детей возможно, и представляется нам необходимым, организовать по таким направлениям:
духовное воспитание в семье;
ознакомление детей в образовательном учреждении с традициями празднования государственных религиозных праздников – Рождество, Пасха, Троица;
факультативный курс или кружковая работа [16.4]. (по желанию родителей). Желательно, чтобы воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществлялась совместными усилиями образовательной системы и семьи. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть и священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.
В программе выделены несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
Программа «Лето Господне» разработана с учетом того, что многие из детей, как здоровые, так и имеющие особенности в психо-физическом развитии, нуждаются не только в направляющей, но и в коррекционной помощи в формировании духовного здоровья.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.
Не смотря на особенности психического и физического развития детей с проблемами в здоровье, в целом духовное развитие, становление у них моральных, нравственных качеств, происходит в той же последовательности и по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в программе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей. Мы сознательно не героизировали и не делали привлекательными для подражания образы отрицательных героев. Кроме того, совершив недостойный поступок, отрицательный герой оказывался в одиночестве, рассуждая о своем поступке, искал пути исправления.
В данном контексте использование искусства (театра) в системе коррекционно-воспитательной работы выполняет роль ретранслятора социального опыта и культурного наследия, обеспечивает создание специальных условий для «врастания» ребенка в культуру. [17.22]. С его помощью происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколеними. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку с отклонениями в развитии построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативне эмоциональные переживания. [17.21].
Тем более Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».
Эти слова подтверждаются и широко известным писателем ХХ века И.С.Шмелевым, ведь его роман «Лето Господне» стал подлинной энциклопедией жизни православного человека. Смысл и красота праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт И.С.Шмелевым так ярко и талантливо именно на основе своих детских воспоминаний. Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.
Создавая программу, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, не стали изобретать нечто кардинально новое, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим соавтором, консультантом, первым слушателем и гостем на всех спектаклях стал священник о. Андрей Берсенёв.
Цель программы
Сохранение, коррекция, формирование духовно-нравственного здоровья детей дошкольного возраста с особенностями психо-физического развития и их здоровых сверстников в условиях организации работы в обычном, специальном или комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры через организацию театрально-музыкальной деятельности.
Задачи программы
1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
3. Учить быть заботливым, отзывчивым к сверстникам, имеющим особенности психо-физического развития, проявлять уважение к старшим, умению мирно разрешать конфликты, быть щедрым, терпеливым, внимательным.
4. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и театральным представлением.
5.Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.
6. Формировать впечатления о красоте и сезонных изменениях окружающего мира, об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.
7. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности украинского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
8. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
9. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).
10. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
11. Пресекать (в адекватных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
12. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.
13. Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно-нравственного содержания.
14. Формировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, хамства, равнодушия, эгоизма.
15. Воспитывать желание подражать благим образцам, жить по совести. 16. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
17.Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями нашего народа.
18. Научить принимать высоконравственные решения в реальных жизненных ситуациях.
Основные принципы программы
Построение жизни на основе христианского совершенства(«Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
Коррекционная направленность (воспитательный процесс строится с учетом первичного диагноза у ребенка и вторичных отклонений в развитии).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству Украины и Декларации ООН о правах ребенка).
Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений дошкольной педагогики и коррекционной педагогики, дошкольной психологии и специальной психологии с духовными установлениями).
Учет требований типовых государственных программ«Зернятко», «Я у Світі», «Концепції державного стандарту спеціальної освіти дітей з особливими потребами»
Многоуровневый подход ( учет возрастных, индивидуальных возможностей, состояния психо-физического здоровья детей)
III. Принципы и основная характеристика занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных, психо-физических особенностей детей, научность, требований олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогики и психологии, систематичность и последовательность, мониторинг прочности усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание и обучение в процессе игры, театрального действия, практического действия, то есть:
1. Сочетание обучения, коррекции и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание, коррекционно-реабилитационную работу.
2. Сокращение материала во вступительной части занятия-утренника для детей с задержкой психического развития или имеющих отклонения в умственном развитии.
3. Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление занятия-утренника подбирается с учетом возможностей детей и требований тифло- и сурдо-педагогики.
4. Проведение бинарных занятий-утренников (психолог и воспитатель, дефектолог и воспитатель, психолог и дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель т.д.) с целью более рациональной организации занятия-утренника.
5. Организация практической деятельности детей проводится как до занятия-утренника, так и после.
6. Возможность одновременного присутствия на занятии-утреннике всех возрастных групп детей ДОУ.
7. Организация разных видов деятельности детей по теме театрального занятия (ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения и т.д.)
8. Наличие соответствующей диагнозу детей коррекционной цели на занятии- утреннике для детей с особенностями психо-физического развития.
9. Структура занятия-утренника состоит из 3 частей:
- вступительная часть;
-основная часть (кукольный спектакль-сказка);
-заключительная часть.
10. Вступительная часть занятия-утренника (1 часть) – это рассказ о празднике, его традиции. Дети привлекаются к слушанию колокольного звона, церковного песнопения, им задаются вопросы проблемного характера или предлагается рассказать о традиции празднования в семье, предоставляется возможность желающим спеть, прочитать стихи по теме.
При необходимости во вступительной части предоставляется несколько минут для поздравления гостям (священник, церковный хор, родители, школьники).
11. Основа каждого занятия-утренника (2 часть) – это сказка (кукольный спектакль, помогающий раскрыть основную тему занятия), где ребята не просто зрители, а активные участники событий, помощники героям сказки и добрые советчики.
12. Заканчивается занятие-утренник (3 часть) подведением итогов и праздничным угощением.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
• показа сказок (педагогами, детьми);
• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
• организация продуктивной деятельности: ИЗО ( впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)
• проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
Формы работы
- с детьми:
Первичная диагностика (сентябрь);
Итоговая диагностика (июнь);
Факультативные занятия по духовному воспитанию;
Занятия-утренники;
Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;
Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
Беседы, беседы-обсуждения;
Тренинги по формированию коммуникативных навыков;
Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;
Продуктивная деятельность (открытки к празднику);
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай»);
Разучивание стихов, песен к празднику;
Целевые прогулки (например: участие в крестном ходу);
Занятия-экскурсии (например: к Храму);
Встречи с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств, участники церковного хора.);
Детская благотворительность (подарки для сирот);
Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
Оформление фотоальбома «Наши праздники»;
Создание видеофильма «Наши праздники»;
Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;
Посиделки-чаепития.
- с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей с участием священника;
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
совместное посещение родителями, педагогами, детьми Храма во время экскурсии; крестного хода;
организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории);
изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);
организация угощения детей во время утренника;
круглые столы с педагогами доу, учителями, коррекционными педагогами, священниками;
театральная студия для родителей;
диспуты, беседы;
консультации;
выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;
практикум, мастер-класс специалистов;
обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
конкурсы «Хозяюшки», «Мы-семья»;
выставки семейных работ к праздникам;
индивидуальное собеседование.
- с педагогами и сотрудниками доу:
консультации;
педсоветы, семинары-практикумы;
научно-практические конференции;
творческая лаборатория;
круглые столы;
встречи с интересными людьми;
мастер-классы специалистов;
выставки методической, духовной, коррекционной литературы;
паломнические поездки по святым местам;
экскурсии в Храм;
лекторий, беседы, беседы-диспуты;
участие в крестных ходах, встрече святынь;
подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
музыкальная гостиная;
анкетирование и тестирование;
совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы;
разучивание песнопений к праздникам;
подготовка и проведение занятий-утренников;
- с учителями начальных классов:
консультации;
совместные педсоветы, семинары-практикумы;
беседы, диспуты, круглые столы;
анкетирование и диагностика;
совместные экскурсии к Храму, целевые прогулки;
совместные проведения занятий-утренников;
встречи с интересными людьми.
Годовое тематическое планирование.
Сентябрь
Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Октябрь
Занятие-утренник Праздник Покрова. (Кукольный спектакль -Сказка «Шарф-покров») -14 октября.
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)», «Осень».
Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.
Выставка детских рисунков «Наш Покров».
Ноябрь
Игра со строительным материалом «Ступеньки».
Беседа о честности, любви, доброте.
Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.
Декабрь
Занятие-утренник Праздник Введения во Храм Богородицы. (Кукольный спектакль-Сказка «Три ступеньки» ) - 4 декабря.
Драматизация рассказа «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм»
Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.
Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций.
Занятие-утренник Праздник Святителя Николая. (Кукольный спектакль-Сказка «Неизвестный спаситель») - 19 декабря.
Драматизация истории «Чудесный сон».
Беседа «Как я поздравлял свою семью с праздником».
Занятие по ручному труду (конструирование) на тему: «Корабль Святителя Николая».
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Нарисуй сказку».
Январь
Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.
Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.
Концерт «Христославы».
Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки.
Занятие по ручному труду (Конструирование) на тему: Восьмиконечная Вифлеемская звезда.
Занятие-утренник Праздник Рождества. (Кукольный спектакль-Сказка «Чудо на Рождество», Миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик -Вертеп «Рождественская история») - Святки 7 января -14 января.
Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп).
Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству.
Выставка детских работ «Рождественская открытка»
Февраль
Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
Оформление фотоальбома «Наши праздники».
Отбор видеоматериалов для фильма «Наши праздники»
Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
Встреча с церковным хором.
Март
Занятие-утренник Масленица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»)
( неделя перед Великим Постом).
Подвижная игра «Помоги бабушке(дедушке)».
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Масленица к нам пришла».
Игра «Мирилка».
Апрель
Занятие-утренник Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».)
Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора»
Беседа о церковных колоколах.
Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»
Целевая прогулка «Крестный ход».
Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
Май
Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.
Чтение литературных произведений о лете.
Беседа на тему: «Летние праздники».
Июнь
Занятие-утренник Троица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения Красной Шапочки»).
Экскурсия в Храм на праздник Троицы.
Занятие по изобразительной деятельности на тему: « Троица».
Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
Июль
Занятие-утренник Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. (Кукольный спектакль-Сказка «Именинники»). - 12 июля.
Занятие по ручному труду на тему: «Подарок на именины».
Музыкальная игра «Каравай».
Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.
Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники»
Август
Занятие-утренник Яблочный Спас (Преображение Господне). (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Мои впечатления».
Чтение художественных произведений для детей.
Оформление фотоальбома «Лето Господне».
Организация выставки детских работ «Праздники».
Предполагаемый результат
Программа духовно-нравственного воспитания «Лето Господне» ставит своей целью достичь следующих результатов:
Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка, имеющего нарушения развития, а также и здорового дошкольника.
Сформировать навыки межличностного общения детей с нарушениями в развитии с нормально развивающимися сверстниками и здоровых ребят с детьми, имеюшими психо-физические особенности с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.
Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.
Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
Создать субъективное психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Литература:
1. Міжнародний Пакт про економічні, соціальні та культурні права, прийнятий XXI сесією Генеральної Асамблеї ООН 16.12.1966 р. Набув чинності в Україні 3 січня 1976р. ст.13.
2. Конвенція ООН про права дитини. Набула чинності в Україні з 27.09.1991р. ст.17, ст..29.
3. Європейська соціальна хартія. Страсбург, 3.05.1996р. ст.17.
4. Конституція України, прийнята 28 червня 1996 року. ст. 11.
5. Закон України "Про освіту", прийнятий 23 травня 1991 року.
6. Національна доктрина розвитку освіти України в XXI ст., прийнята на Всеукраїнському з 'їзді освітян України 7-9 жовтня 2001 року., розділ «Національне і громадянське виховання».
7. Указ Президента України від 21. 03. 2002 "Про невідкладнізаходи щодо подолання негативних наслідків тоталітарної політики колишнього Союзу РСР стосовно релігії та відновлення порушених прав церков і релігійних організацій". п. 2.
8. Закон України "Про захист суспільної моралі" від 20 листопада 2003 року № 1296 ст. 1.
9. Концепція державного стандарту спеціальної освіти дітей зособливими потребами, схвалена рішенням колегії Міністерстваосвіти і науки та Президії Академії педагогічних наук України 23.06.99
10. Закон України «Про дошкільну освіту» від 11.07.2001 року ст. 23.
11. Лист МОН України від 27.05.2010 р. № 1/9-369 «Щодо порядку розроблення програм для дошкільних навчальних закладів».
12. Позачергове засідання Громадської ради при Міністерстві освіти і науки України з питань співпраці з Церквами та релігійними організаціями від 30.08.2010 р.
13. Свт. Феофан Затворник /Основы Православного воспитания. – К:Издательство имени святителя Льва папы Римского., - 2009.- 72 с.
14. Якушечкин А. Основы православной культуры Крыма/Пособие для системы учебных заведений общего среднего образования АР Крым.– С:Симферопольская и Крымская епархия УПЦ., - 2004.-320 с.
15. Висоцька А. Особливості виховного процесу у спеціальних освітних закладах для дітей з порушенням психофізичного розвитку// Дефектологія. Особлива дитина: навчання та виховання, 2010. – № 2. – с. 37-40.
16. Висоцька А. Моделювання виховного простору// Дефектологія. Особлива дитина: навчання та виховання, 2010. – № 1. – с. 17.
17. Богуш А. Духовне виховання на засадах української християнської педагогіки // Дошкільне виховання, 2005. – № 8. – с. 3-4.
18. Євтушенко И.В. Системный поход к организации работы по музикальному воспитанию умственно отсталых//Коррекционная педагогика: теория и практика, 2009. – № 2(32). – с. 21-28.
19. Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста "Я у Світі" / Наук. кер. та заг. ред. О.Л.Кононко. 3-тє вид., випр. К.: Світич, 2009. – 430 с.
20. Программа развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернятко" / Науковий керівник О.Л.Кононко. - К., 2004. - 192 с.
21. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/progr/prog_d/ Н.Султанова, Н.Цилько. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004. - № 5. с.7-14.
22. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/501/Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений г. Курск Гребеньков В. А., Меньшиков В. М.
23. http://festival.1september.ru/articles/510377/ Сунгурова Е.А. Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси.
Методика общения.
Хорошо, если ребенка приносят в Храм, причащают, дома читают молитвы, кропят святой водой. А если нет? Мало проку, когда священники увещевают, призывают к этому молодых родителей, бабушек и дедушек. Это из опыта. Ибо тяготеет человек, как мы уже говорили, не допускать ко Христу детей. Выход прост: нужно самим (священству или катехизаторам) находить дорогу туда, где их послушают, и где можно позвать детей прийти к Христу.
Общаясь с прихожанками, всегда можно найти активных помощников, работников детских учреждений, людей верующих, не безразличных к свой профессии, тем более к порученным им детям. Назвать эту деятельность можно по разному – миссионерство или духовничество, но каждый пастырь должен искать такую возможность – распространять слово Евангелия за пределами Храма. И не так уже и важно много или мало удается, ибо все в руке Божией, но да не приложатся к нам слова Апостола «ты попускаешь жене Незавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих (Ап.2, 20). То есть, охладевая к распространению Православия, становимся виновными в распространении язычества, где охладевает ревность к распространению Слова Божьего, там всякого рода тёмные учения находят для себя благодатную почву.
Получив приглашение на встречу с детьми, продумаем его детали. Она должна быть краткой и яркой, должна оставить след в памяти ребёнка религиозным содержанием её. Дети узнают Христа, если вы их пустите к Нему. Уместны будут взаимные поздравления, короткая молитва, церковное песнопение и, далее, мы используем кукольные спектакли, на уже для многих детей знакомые сюжеты, например, о Красной Шапочке и Сером Волке, в которых, однако, герои сказки говорят о случившемся церковном празднике, добром поведении, христианской вере. Потом уже , как правило, живейшее обсуждение с воспитателями, перерастающее часто в проповедь или заказной молебен. Потому, что они, воспитатели, не хотят расставаться с праздником.
Продолжение следует...