Ещё одно испытание братьев Иосифа
44:1,2 . И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, 2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Иосиф создаёт ситуацию, в которой намеревается проверить отношение братьев к Вениамину: снабжает их хлебом, снова возвращает каждому его серебро, в мешок же Вениамина кладёт свою серебряную чашу. Когда-то они продали его самого в рабство, согласятся ли и Вениамина продать? Иосифу важно было выяснить это, потому и продумал он, как ему инсценировать кражу чаши. Иосиф приказывает домоправителю положить в мешок своего меньшего брата свою серебряную чашу – для того, чтобы иметь повод требовать от братьев оставления Вениамина в качестве раба (ст. 10) и затем испытать степень привязанности братьев к единоутробному брату Иосифа. Вместе с тем Иосиф каждому из братьев (и Вениамину) приказывает по-прежнему возвратить плату за хлеб. Последнее, по замечанию иудейских комментаторов, имело отклонить подозрение у братьев, будто Вениамин действительно виновен в похищении чаши: теперь появление последней в мешке Вениамина имело полное сходство с загадочным (вторичным) возвращением платы за хлеб каждому из братьев Иосифа.
44:3-6 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. 4 Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? 5 Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали. 6 Он догнал их и сказал им эти слова. События развивались по сценарию Иосифа: братья, довольные, отправились в обратный путь, но их счастье длилось недолго: естественно, их догнали и обвинили в краже чаши господина. Иосиф торопит домоправителя своего отправиться в погоню за его братьями; иначе они сами могли заметить чужую вещь у Вениамина и возвратить ее, – тогда план Иосифа остался бы не выполнен. Братьям Иосифа должна была быть поставлена на вид особая неприглядность их поступка:
Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Иосиф, разумеется, не гадал ни на какой чаше, ибо все откровения он получал от Господа непосредственно: для придания спектаклю реальности было сказано о гадательной чаше, которыми пользовались в Египте волхвы и предсказатели. Такие вещи представляли в Египте особую ценность, и братья должны были понять, что их преступление против господина с кражей чаши - весьма велико.
44:7-9 Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела. 8 Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото? 9 У кого из рабов твоих найдется, тому смерть, и мы будем рабами господину нашему. Братья попытались защитить честь свою, приведя разумный довод: ведь если они возвратили случайно попавшее к ним серебро, то зачем же им было красть чашу господина, который к ним так добр? Они были уверены в том, что ни о какой краже с их стороны не может быть и речи, потому смело и сказали: У кого из рабов твоих найдется, тому смерть, и мы будем рабами господину нашему.
44:10 Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты. Иосифу не нужна была смерть кого-либо из них, ему нужно было проверить, оставят ли братья Вениамина в рабстве Египта или нет, потому и было выдвинуто следующее соглашение: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты.
44:11-13 Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок. 12 Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом. 13 .И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город. Обыск, очевидно, для придания ему характера правильности и непреднамеренности, начинается со старшего брата и, естественно, чаша отыскивается лишь у последнего. 10 раз вздох облегчения вылетал из груди обыскиваемых, но тем сильнее было впечатление от результата обыска у 11-го брата. Отчаяние братьев было настолько велико, что они все разодрали одежды свои от горя, когда чаша нашлась в мешке Вениамина. Ни один из них не продолжил свой путь дальше, хотя каждый имел возможность сделать это, отдав Вениамина в руки слуги Иосифа, но все они вместе вернулись в город, чтобы хлопотать пред Иосифом за младшего брата. По поводу раздирания одежд сыновьями Иакова Мидраш замечает, что это было им возмездие за то, что они некогда заставили отца своего разодрать одежды (Быт. 37:34). Во всяком случае, факт раскаяния братьев Иосифа в давнем преступлении не подлежит сомнению.
44:14-16 . И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю. 15 Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает? 16 Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. Поскольку Иуда взял на себя ответственность отвечать пред отцом за сохранность Вениамина, то он и стал держать ответ пред Иосифом. Братья же не оставили его одного, все вместе пришли в дом Иосифа и пали пред ним в поклоне на землю, показывая тем самым, что им совсем не безразлична судьба младшего брата и они только на милость господина рассчитывают, больше ни на что.
Иуда даже не стал оправдываться пред Иосифом, повинился в содеянном, хотя и не совершил никто из них преступления, но какой смысл отнекиваться, если они «взяты с поличным»? Все они были согласны стать рабами Иосифу, чтобы не оставлять одного только младшего брата в такой беде: вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша.
44:17 . Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему. Иосиф продолжает испытывать братьев, и требует оставить в рабство только одного Вениамина - виновника преступления: тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашем, пытаясь выяснить, как же они поведут себя в этой ситуации, изменились ли их сердца за эти годы или нет? Иуда апеллирует уже не к справедливости, а к милости Божьей и к милосердию правителя Египта. Но Иосиф, повторяя сказанное домоправителем его (ст. 10), настаивает на оставлении в рабстве одного Вениамина, а прочим братьям предоставляет идти свободными и невредимыми к отцу: здесь самый решительный пункт их искуса, – представлялся благовидный повод отделаться от любимца. Но в эту напряженную минуту с новою энергиею выступает на защиту Вениамина Иуда.
44:18-20 .И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон. 19 Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат? 20 Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один [от] матери своей, и отец любит его. Иуда, будучи ответственным за жизнь Вениамина пред отцом, выступает ходатаем пред Иосифом за брата, рассказывая историю Вениамина. Это уже не тот Иуда, который недолюбливал Иосифа за то, что отец любил его более других и который безжалостно продал Иосифа в рабство: этот Иуда любит отца своего и брата своего, не завидует нисколько тому, что отец любит Вениамина так же, как любил Иосифа, сообщая: Речь Иуды – одна из возвышеннейших и прекраснейших речей, содержащихся в Ветхом Завете, а вместе и одно из самоотверженных действий любви лиц ветхозаветной библейской истории. При чрезвычайной искренности и глубине чувства речь Иуды отличается и особенной психологической тонкостью и искусством.
Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один [от] матери своей, и отец любит его.
44:21-34 Ты же сказал рабам твоим: приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него. 22 Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрет. 23 Но ты сказал рабам твоим: если не придет с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лице. 24 Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего. 25 И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи. 26 Мы сказали: нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего. 27 И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух [сынов]; 28 один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видал его доныне; 29 если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб. 30 .Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31 то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. 32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. 33 Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: 34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего. Иуда рассказывает Иосифу историю семьи и сообщает о том, что готов вместо Вениамина остаться рабом Иосифа ради того только, чтобы не огорчать отца горем таким и не свести его в могилу, если Вениамин не вернётся домой: На образном языке еврейском любовь Иакова к Вениамину представляется так: душа Иакова связана неразрывными связями с душой Вениамина так срослась с ней, что с исчезновением Вениамина, погибнет и жизнь Иакова. Такой нежности родительской любви к детям не знал мир языческий. Говоря о том, что возвращение братьев к Иакову без Вениамина повлечет за собою смерть отца, Иуда употребляет тоже выражение: «сведут... седину... отца... во гроб», которое Иаков сам употребил в ответе сыновьям. Этим выражением Иуда, неведомо для себя, и Иосифа сопричисляет к виновникам будущей смерти Иакова. Это последнее более всего могло усилить впечатление речи Иуды на Иосифа.
пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими.
Иуда сильно изменился за эти годы: он готов пожертвовать своей жизнью и страдать за чужие грехи ради благополучия ближних своих, значит, из прошлых своих ошибок извлёк уроки и созрел духовно для того, чтобы представлять Божьего служителя.
Иосиф не мог не заметить такой разительной перемены в брате своём к лучшему. Испытание, которое он устроил своим братьям, оправдало его ожидания и путь к примирению, который длился так долго и проходил через такие «тернии» - наконец, был открыт. В этот момент высшего напряжения Иуда предлагает самого себя в рабы вместо Вениамина по двум основаниям:
• он взял у Иакова его любимца на поруки (ст. 32) и навсегда останется виновным перед отцом (ст. 33); • он не может быть зрителем трагической смерти отца, одним из виновников которой он не может не считать самого себя. Этими двумя основными идеями своими – изображением горя и страданий Иакова и выражением благородного мужества и решимости на самопожертвование – Иуда окончательно побеждает сердце и разум Иосифа, от сострадательности которого теперь все зависело: он получает и полное нравственное удовлетворение, видя, что братья раскаялись, и глубокое душевное потрясение. Все это побуждает его открыться братьям, что он далее и делает.
|