Примирение Иосифа с братьями.
45:1,2 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.
2.И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
Эмоциональное напряжение Иосифа, изображающего из себя грозного властелина Египта, достигло, наконец, его физических пределов: он не мог больше сдерживаться перед братьями и скрывать своё истинное лицо.
Но и в присутствии египтян не планировал он выказывать свои слёзы радости от встречи с родными: пусть по-прежнему знают его в Египте как грозного властелина земель и амбаров фараона.
Выгнав всех и оставшись наедине с братьями, Иосиф расслабился, но разрыдался так громко, что и через стены дома услышали египтяне его рыдания, даже до дома фараона дошёл вопль рыданий его.
Можно себе только представить страдания Иосифа в вынужденной разлуке с отцом и семьёй среди чужеземцев: никакое внешнее благополучие даже со временем не может заполнить пустоту, образовавшуюся внутри из-за разочарования и боли недоразумения прошлого.
45:3. И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
Его безудержная радость от возможности открыто теперь узнать что-то об отце - братьями разделена не была: их смущение вполне объяснимо. Во-первых, они не могли поверить своим ушам: только что они обедали с владыкой земель Египта! Причём здесь их брат Иосиф? Поворот весьма неожиданный.
Но, с другой стороны, откуда египтянин мог знать об их брате Иосифе? Мысли братьев мгновенно прокрутили «фильм» расправы над ним в прошлом, совместили его с картиной настоящего и возможного будущего - и увидели полную картину.
Как видно, в их глазах она не выглядела столь радостной, какой выглядела в глазах Иосифа: за всё в этой жизни ведь надо платить, видно, и их час настал.
Понятно, что в точности теперь уже никто не знает, что именно смутило братьев и почему они совсем не обрадовались. Однако дальнейшие слова Иосифа о сути их переживания - приоткрыли именно эту причину их смущения.
45:4,5.И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
Иосиф показал им, что сам он - теперь ничуть не расстроен из-за того, что с ним так ужасно поступили в прошлом, так что незачем им смущаться и неловко себя пред ним чувствовать, сгибаясь под тяжестью их вины пред ним.
Понятно, что для братьев радость Иосифа не была достаточно убедительным аргументом в пользу того, что он и на самом деле никакого зла им в отместку не причинит: они не верили, что кто-то может делать такие широкие жесты, потому и Иосифу не доверяли.
Причём, недоверие это в них жило до самой смерти отца (50:19). Поэтому Иосиф поспешил добавить:
потому, что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни,
давая им понять, что то, что они сделали - входило в намерение Бога по отношению к семье Иакова, отца их.
45:6-8 ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
Иосиф разъясняет им подробности намерения Бога по спасению их от смерти во время сурового голода, которому предстояло длиться ещё долгих пять лет и ещё раз заверяет в том, что провидением Божьим Иосиф попал в Египет. А если Богу было угодно, чтобы он оказался владыкой земель Египта ради спасения Иакова, то способ достижения этой цели - значения не имеет. Так что братья должны были бы после его убедительных слов расслабиться и довериться своему брату.
Важно отметить, что Иосиф не стал горделиво напоминать братьям о пророческих снах своих, за которые братья на него вознегодовали, и о том, что снам надлежало исполнится. Нет, Иосиф не стал «добивать» братьев сенсацией исполнения снов, ибо он был Божьим человеком, тактичным и любящим.
Да и все его прошлые обиды померкли на фоне возможности увидеться с отцом, спасти от голода всю свою семью и понимания того, что так было угодно Богу, чтобы он претерпел всё это.
45:9-11. Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;
10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;
11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.
Иосиф торопит братьев увещеванием вернуться домой, за отцом и привезти его в Египет со всей семьёй.
Братьям предстоит нелёгкая задача: с одной стороны, они рады, что спасены от голода. А с другой - их злодеяние молодости может раскрыться пред отцом, если Иосиф пожелает открыть их тайну.
А с третьей выбор у них невелик: либо отец узнает, какими они были негодяями, либо он умрёт с голоду. Любовь к отцу пересилила их желание быть на хорошем счету у него. Пусть он думает о них самое плохое, ибо это и в самом деле было так в те далёкие времена, но главное, что отец будет жить.
45:12-15.И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами;
13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.
14 ..И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.
15 .И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
Иосиф ещё раз предложил им рассмотреть его внимательно и убедиться в том, что перед ними - Иосиф, брат их.
Вениамин, родной его брат, понятно, удостоился наибольшего внимания от Иосифа, но братья уже не обижались и не сердились на него за это. Не завидовали они и славе Иосифа в Египте и готовы были рассказать отцу о ней, чтобы порадовать отца.
Братья заметно изменились за эти 13-15 лет.
После слов Иосифа их оцепенение, наконец, потихоньку ослабело, и они плакали вместе с Иосифом перед дорогой домой.
45:16-18.Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
17.И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш, и ступайте в землю Ханаанскую;
18 и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли.
Фараон не остался равнодушным к такой трогательной истории со встречей братьев: он пригласил отца Иосифа и всю семью его пожить в Египте на весьма почётных условиях, обещая ему всё лучшее от Земли Египетской, а не что-нибудь из первого попавшегося
45:19, 20 Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите;
20 и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской [дам] вам.
Лично Иосиф должен был передать это приглашение фараона, а также - колесницы Египетские в придачу для доставки многочисленного семейства Иакова в Египет. Причём, было велено не держаться за нажитое в Ханаанской земле (всех вещей семейства Иакова не смогли бы вместить даже все колесницы фараоновы): что значат какие-то вещи по сравнению с возможностью остаться в живых и нажить себе другие? К тому же, фараон собирался щедро одарить семью Иосифа так, что главная задача сводилась к доставке в Египет людей, а не имущества семьи.
45:21,22. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас,
22 каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд;
Всё так и исполнили братья Иосифа. И снова Иосиф отличил Вениамина, дав ему в дорогу пять смен одежд (остальным одну) плюс ещё и деньги на дорогу - триста серебряников. Но и тут братья не рассердились ни на Иосифа, ни на Вениамина за такое отличие, спасибо, что Иосиф вообще согласился им помочь после того, что они с ним сделали.
45:23-25 также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими [произведениями] Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь.
24 .И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге.
25 .И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему,
Взяв для отца десять ослиц, навьюченных припасами отцу своему на весь путь - братья Иосифа отправились к отцу.
не ссорьтесь Иосиф просит братьев об этом, зная, что в дороге всякое может случиться с ними. Пример его собственного прощения должен был бы помочь братьям прощать и друг друга, тем более, что путь предстоял дальний и непростой.
45:26-28 и известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им.
27. Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их,
28 и сказал Израиль: довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру. Иаков узнаёт от сыновей всё, что с ними произошло в Египте и о том, что Иосиф жив. Ему было сложно в это поверить.
Заметим, сыновья не повинились пред отцом и не рассказали ему о том, что это они продали Иосифа в рабство. Это можно чисто по-человечески понять: время давно минувших дней, зачем теребить такой стыд и такие раны, если для всех всё закончилось благополучно?
На центральном месте в данный момент было счастливое известие об Иосифе, именно оно подняло дух пожилого Иакова и укрепило его силы в желании видеть любимого сына, которого в мыслях он уже давно похоронил. Иаков принимает решение отправиться в Египет к Иосифу всей семьёй.
Задание. Рассмотрите Таблицу.
от Лии |
от Рахили |
от Валлы |
от Зелфы |
1 – Рувим |
|||
2 – Симеон |
|||
3 – Левий |
|||
4 – Иуда |
|||
5 – Дан |
|||
6 – Неффалим |
|||
7 – Гад |
|||
8 – Асир |
|||
9 – Иссахар |
|||
10 – Завулон |
|||
11 – Иосиф |
|||
12 – Вениамин |
|||
дочери Иакова |
Иаков – ветхозаветный патриарх, сын, Исаака, внук Авраама. Двенадцать его сыновей стали родоначальниками 12 колен народа израильского.
Иллюстрации: