В январе 2013 г. стартует Конкурс на создание методических разработок уроков к учебникам и учебным пособиям, выпущенным издательством «Просвещение». В нем могут принять участие специалисты/группы специалистов в области образования (учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели и методисты, магистранты и аспиранты). Одна из номинаций конкурса:
Формирование этнокультурной компетентности учащихся
Используемые УМК и линии:«Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ» А.В. Кураева, В.Л. Чимитдоржиева, М.А. Членова, Д.И. Латышиной» (4−5 классы); «Изобразительное искусство. 5-8 классы» Т.Я. Шпикаловой; «Изобразительное искусство. 5−8 классы» под ред. Б.М. Неменского; «Мировая художественная культура. 6−9 классы» Ю.А. Солодовникова; «Музыка. 5−7 классы» и «Искусство. 8−9 классы» Г.П. Сергеевой.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (ФГОС: личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования).
- Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию (Поштарева Т.В.).
- Формирование этнокультурной компетентности – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей личность, обществом, семьёй, под влиянием средств массовой информации и общения со сверстниками. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно сделать и целенаправленным. Для этого необходима организованная педагогическая деятельность. Образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для формирования у учащихся этнокультурной компетентности как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности.Обладать этнокультурной компетентностью – значит признавать мультикультурализм, обладать глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознавать их различия. При этом хотелось бы отметить, что знания рассматриваются, не как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.
- Этнокультурная компетентность предполагает понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к другим. Важно также знать причины межэтнических напряжений и конфликтов и пути их урегулирования. В этом случае этнокультурная компетентность помогает достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям без применения давления, преимущественно при помощи компромиссного и приемлемого для всех решения.
- Цель этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается в том, что учащийся должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ
3. Попугаева И.Я., Дынник Л.В., Рязанова В.Н. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы (http://dopobr.68edu.ru/archives/2411).
7. Чечиева Т.А. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в сельских школах (arshanovschool.ucoz.ru).
Заявки на конкурс «Урок Просвещения-2013» и конкурсные материалы принимаются до 22 марта 2013 г. на электронном носителе почтовым отправлением с пометкой«Урок Просвещения-2013»по адресу:127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, дом 41, комн. 423 или в электронном виде на e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Положение и дополнительная информация по конкурсу «Урок Просвещения» размещены в соответствующем разделе сайта издательства «Просвещение»:http://www.prosv.ru/umk/konkurs
Контактный телефон: (495)689-12-86, 789-30-40 (добавочный 4074, 3493), e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Приглашаем принять участие в конкурсе«Урок Просвещения»и с нетерпением ждем интересные и содержательные методические разработки!