Источник: Парламентская газета
Дата памяти о святом, согласно многовековой православной традиции, устанавливается Церковью, как правило, по дню его смерти, а не рождения. И есть в этом логика: смерть знаменует свершившийся итог земной жизни человека, тогда как рождение – лишь ее нереализованные перспективы. В год 1000-летия преставления святого князя Владимира, крестителя Руси, "Парламентская газета" открывает цикл Владимирских бесед, в ходе которых законодатели, священнослужители, эксперты попробуют взглянуть на глобальные процессы сегодняшнего дня сквозь призму тысячелетия русской истории, ответить на вопрос – в чем актуальность не только для России, но и для всего современного мира решений, принятых равноапостольным князем более тысячи лет назад?
Сфера политики – надстроечная, базис – сфера ценностей. Об этом заявил патриарх Кирилл в своем историческом выступлении перед депутатами Госдумы 22 января. Именно ценностная переориентация, начавшаяся после Крещения Руси князем Владимиром Святым, легла в основу переворота в сознании народа. Переворота, который эксперты называют не просто историческим, а цивилизационным. О ключевых моментах, сопутствующих Крещению Руси, говорили в пресс-центре "Парламентской газеты" эксперты на открытии цикла Владимирских бесед.
Право пользования и право на заботу
По сей день восприятие христианских ценностей, как фундаментальных, вызывает массу споров и возражений. Одно из них, которое не очень популярно, но от этого не менее значимо – почему такое отвратительное явление, как фашизм, получало наибольшее распространение в странах католических (Германия, Испания, Италия – список можно продолжить), которые должны, по идее, опираться на базис христианских ценностей? Иерей Владимир Соколов, автор ряда книг на духовно-историческую тематику, пояснил, что католицизм отличается от православия пониманием греха, наказания и ответственности человека перед Богом и другими льюдьми.
Отец Владимир подчеркнул, что именно мировоззрение, которое формирует духовные смыслы, а не законы политэкономии, определяет то, что происходит в мире. Россия, например, помогала Украине деньгами, газом, а США в это время ломали идеологию, переписывали историю и так далее.
Все познается в сравнении
На версии, по которой князь Владимир крестил Русь огнем и мечом, исследователи истории Древней Руси говорят: нельзя вырывать события из их исторического контекста. Сотрудник Российского института стратегических исследований Денис Мальцев пояснил, что все познается в сравнении. "Например, крещение полабских славян, на территории которых возникла католико-лютеранская Германия, превратилось фактически в геноцид: так, что славян-то, собственно, и не осталось. Князь Владимир действовал иначе: даже подавление язычников Новгорода начали после того, как те разграбили подворье княжеского дядьки Добрыни. Об этом, кстати, неоязычники вспоминать не любят".
В тех местах Руси, куда христианство пришло не сразу, долгое время жили по двоеверию. Показательный факт – последнее языческое поселение в России исчезло только в XVII веке! Стоит помнить и еще об одном важном историческом сюжете, о котором вспоминать сегодня почему-то не принято: христианская вера впервые пришла на Русскую землю задолго до князя Владимира – при нем она уже стала основой объединения народов и, соответственно, государственности. А до него во Христа уверовали Аскольд и Дир, но князь Олег, пришедший им на смену, был убежденным язычником. Княгиня Ольга, бабушка Владимира, была христианкой, и часть ее дружины также приняла крещение, но уже ее сын Святослав опять возвращает на Русь язычество.
И только при Владимире христианство пришло на нашу землю всерьез и надолго. Почему?
История должна стать священной
Депутат Государственной Думы Сергей Попов, много лет возглавляющий Межпарламентскую ассамблею православия, объясняет это просто: Владимир, "во Христа" крестившийся, показал пример личного преображения. Летопись свидетельствует: незадолго до крещения князь ослеп, но зрение вернулось к нему тотчас, как он вышел из крещальных вод Днепра. О том, какое впечатление это произвело на военачальника, имя которого наводило ужас даже на города Византии, можно судить опять же по летописным фактам. Князь приказал не просто пустить телеги с едой по городам и весям (ранее туда княжеская дружина приезжала, чтобы собирать подать), не просто стал устраивать знаменитые пиры в Киеве, но и намерился даже отменить смертную казнь – поступок для того времени совершенно невиданный! Отговаривать от этого шага просиявшего милосердием князя приходило даже священство: мол, Богу Богово, а кесарю кесарево, и государь должен мирных людей от разбойников защищать. В итоге смертная казнь все же осталась, но факт изменения (по терминологии христианской – покаяния) князя летопись сохранила в веках.
"Князь Владимир, принимая православие, а перед этим, как известно, он отказался от представителей других религий, включая немецких епископов, сделал в первую очередь личный выбор, – заметил Сергей Попов. – И так глубоко воспринял православную веру, что полностью изменил свой образ жизни".
Но не только этим ограничиваются исторические напоминания князя Владимира сегодняшнему дню. Философ, политолог Сергей Волобуев считает, что это – обращение к внутреннему отношению россиян к собственной истории: "Если мы осмысливаем ее не как цепь ушедших событий, которые к нам сегодня не имеют никакого отношения, а как то, что мы являемся прямыми носителями и наследниками тех смыслов, которые были заложены и сто, и тысячу лет назад, то тогда мы не утеряем духовную связь времен. Она является основой мировоззренческого выбора, который поможет преодолеть многие конфликты современного мира – будь научная сфера, политика или экономика".
Многие годы у нас не принято было обращать внимание на то, что в основе освобождения от монголо-татарского ига лежит многолетний духовный подвиг Сергия Радонежского. Что аналогичные подвиги Серафима Саровского привели целое поколение в России к покаянию. "Это очевидные факты, и важнейшая задача сегодня – воссоздать такую историю. Тогда она перестанет быть мозаикой фактов, а обретет целостную концепцию". Это предложение отца Владимира Соколова никто из участников беседы не оспорил. А Сергей Попов заметил, что Россию сегодня активно хотят поставить в хвост очереди западной цивилизации, забывая, что наша цивилизационная идентичность была заложена выбором князя Владимира византийского православия, а не западного христианства, которое тогда еще де-юре не выделилось в католицизм. И выбор этот, особенно в тяжелые времена, наш народ подтверждает более тысячи лет.